Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ДЛЯ РЕЧИ НУЖНА ЗАРЯДКА!

Дата: 9 марта 2022 в 21:28, Обновлено 9 марта 2022 в 21:56
153 просмотра

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для правильного произношения звуков. В нашем дошкольном учреждении артикуляционная гимнастика является важной частью коррекционных занятий с детьми всех возрастов.

Для того чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – работал правильно и четко существует  артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки.

При проведении гимнастики соблюдаем  алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

Во-первых, проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Во-вторых, в начале работы предлагаем детям не больше 3 упражнений за одно занятие, увеличиваем их количество по мере овладения новыми движениями.

В-третьих, начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложными. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

В-четвертых,  делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы дети одновременно могли видеть и себя, и взрослого. Можно использовать небольшие настольные зеркала, только в этом случае взрослый садится напротив ребенка. Обязательно следим за осанкой ребенка.

В-пятых,  не забываем поощрять детей добрым словом, даже, если им пока очень тяжело.

Для того, чтобы однообразные артикуляционные упражнения  со временем не наскучили  ребенку,  стараемся превратить гимнастику  в занимательную игру. Для этого используем разные варианты «Сказки о Веселом Язычке». Вот один из них:

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.  Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок.

Артикуляционная гимнастика помогает ребятам закреплять представления  по изучаемым лексическим темам. Так, вспоминая лесных обитателей или  рассматривая птиц, которые прилетели на кормушку, дети одновременно выполняют упражнения, которые «предлагают» им зверята, птицы:

Собирая постройку из кубиков, рассматривают и называют картинки, которые на них изображены и выполняют соответствующие упражнения.

Приобретенные на занятиях речевые навыки, в том числе и навыки выполнения артикуляционной гимнастики, необходимо закреплять с ребенком дома.  А как правильно проводить зарядку для язычка, вы узнаете из памятки ниже.

Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут желательно не менее 2-х раз в день.
  • Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.

Материал подготовила

учитель-дефектолог Артюшенко Н.Н.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.